МБУ Централизованная система массовых библиотек городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Береги честь смолоду, а здоровье - под старость
РЕЖИМ РАБОТЫ:
01 сен. - 31 мая
вт-сб: 9:00-20:00

01 июн. - 31 авг.
вт-сб: 11:00-20:00

Выходные дни: ВС, ПН

Санитарный день -
последняя пятница месяца

Адрес и телефон:
ул. Кольцевая, 104
+7 (347) 216-48-81
1

 

В душе художника жила тоска по простоте и цельности жизни. И всё это он находил на Русском Севере, куда отправлялся каждое лето. Любовь к северной деревне с её пустеющими, приходящими в ветхость избами, с суровым климатом и ещё более суровым бытом, далёким от городской цивилизации, к людям с яркими характерами, близкое к самобытной культуре, словно возвращающей нас на сто-двести лет назад питала его творчество. Данью его любви к Северу стал цикл полотен «Мезенские вдовы» ( 1965 - 1968 ).

В мезенском цикле очень остро чувствуется время – это послевоенная эпоха, когда в деревнях остались одни вдовы, их мужья не вернулись с войны или погибли в лагерях, а молодёжь уехала в город работать или учиться. И эти женщины несут на своих плечах не просто быт, а всю нашу непростую российскую историю.

Наиболее яркий пример мезенского цикла – картина «Воспоминание. Вдовы», в которой мастер создал образ, полный драматизма и почти эпического звучания.

Об истории создания этой картины Виктор Попков вспоминал: «Хозяйка, где я жил, собрала гостей - своих подруг - и, приняв меня в свою компанию, пили брагу и ели лепёшки да треску с душком. Они долго сидели, вспоминая свою молодость. Я лежал возле стены на чистом полу и смотрел на них снизу. То ли я задремал, то ли забылся, но, очнувшись, ясно увидел всю сцену, которая сдвинула и время, и пространство, и их жизнь, и мою жизнь, и жизнь погибших дорогих людей, и моего в 36 лет убитого отца, и мою несчастную мать, и весь трагический смысл происходящего. Боже мой ведь во всей избе только они, обиженные войной в самой молодости - теперь уже старухи вдовы. И только я, случайный человек, один свидетель их бабьей, проклятой, одинокой доли. Вся их жизнь, вся их молодость проплыла сейчас у меня перед глазами. Ничего не оставалось, как тут же, лёжа на полу, скомпоновать линейный эскиз будущей картины, куда вошёл, кстати, весь замысел без изменения».

На картине изображена изба с низким потолком. В красном углу вместо иконы - портрет Карла Маркса, точный знак эпохи. Пять старух собрались на посиделки, одна из них поёт, другая, сидя рядом на лавке, её слушает, глубоко задумавшись. Третья пляшет, помахивая платочком. Четвертая смотрит в окно, словно ещё надеясь, что вернуться с войны погибшие. А пятая стоит посреди избы, тяжело опустив руки, глядя в пространство перед собой. Её уста молчат, но фигура красноречива - это не просто воспоминания, это исповедь, обращённая одновременно к зрителю и к вечности, перед лицом которой предстанет эта женщина. Яркий красный цвет сарафанов, контрастирующий с темными стенами избы, подчеркивает драматизм события. Судьбу этих деревенских женщин художник переосмыслил как драматическую судьбу народа.

С другими работами Виктора Попкова вы можете познакомиться, взяв литературу из нашей библиотеки.


 

ПнВтСрЧтПтСбВс


Яндекс.Метрика
1